РЕЛОКАЦИЯ В РУМЫНИЮ
Релокация в Румынию способна заинтересовать тех лиц, которые хотят жить и работать в государстве Евросоюза. Квалифицированных специалистов ждет растущий рынок труда, хорошие перспективы трудоустройства и в целом невысокие цены, а владельцев бизнеса — относительно низкое по меркам ЕС налогообложение.
На основании работы или бизнеса в Румынии можно получить вид на жительство, через 5 лет непрерывного проживания претендовать на оформление ПМЖ, а еще через 3 года — подать ходатайство о гражданстве. На общих основаниях получение паспорта Евросоюза займет много времени, но для многих лиц, которые релоцируются из России, Украины и других постсоветских стран, доступен ускоренный вариант переезда через репатриацию.
ЧЕМ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНА РЕЛОКАЦИЯ
В РУМЫНИЮ
К преимуществам переезда в Румынию относится возможность комфортной жизни и работы в государстве ЕС с высоким качеством образования, достойными социальными стандартами, главенством права. Тех, кто планирует вести бизнес в этой стране, ждет открытый доступ к европейским рынкам, перспективы дальнейшего развития компании и масштабирования на Запад, привлечения инвестиций и т. д. К другим плюсам релокации относится:
Достойный уровень жизни
Минимальная зарплата в Румынии на 2023 год превысила отметку в 600 EUR (до вычета налогов), соответственно, даже работники без опыта и компетенций смогут зарабатывать не меньше этой суммы. Средняя заработная плата приближается к 1400 EUR, а высококвалифицированные кадры получают еще больше. Приблизительные заработки представителей разных профессий приведены в таблице:
Профессия | Заработная плата, € |
Сезонная подработка | от 600 |
Учитель | 950 |
Врач (средний медицинский персонал) | 1100 |
Экономисты, банкиры | 1300 |
Инженеры | от 1500 |
Управленцы | от 1800 |
Программисты | от 2000 |

Низкое налогообложение
по меркам Евросоюза
Согласно актуальной редакции Налогового кодекса Румынии, ставка подоходного налога для физических лиц равна 10 %, а налог на прибыль для микропредприятий (компаний минимум с 1 наемным сотрудником и годовым доходом до 500 000 EUR) составляет 1 %. Сопоставимые в плане выгодности условия налогообложения среди стран Евросоюза бизнесу может предложить разве что Болгария, но ее текущий уровень жизни все же уступает румынским реалиям. Другие налоги в Румынии:
Налог | Ставка, % |
Налог на прибыль (на общих условиях) | 16 |
НДС | 19 |
Налог с дивидендов | 8 |
Взнос социального страхования | от 4 до 25 |
Хорошие перспективы для специалистов
цифровых технологи
Представителей IT-сферы релокация в Румынию привлекает высоким спросом на кадры (ежегодно отрасль увеличивается минимум на 20 тысяч сотрудников) и присутствием крупных мировых компаний. Румынские офисы сегодня имеются у IT-гигантов Amazon, IBM, Microsoft и Oracle, добившихся признания и успеха местных стартапов, вроде UiPath.
Растущий рынок труда
Экономика Румынии в последние годы находится в фазе роста, а большинство местных компаний имеют выраженную потребность в кадрах, в том числе из-за оттока румын в другие государства Евросоюза. Рынок труда разнообразен, а стабильно высоким спросом среди работодателей пользуются представители IT-сектора, квалифицированные медицинские работники, инженеры, водители, обслуживающий персонал гостинично-ресторанного бизнеса, рабочие кадры производственных предприятий.
Невысокая стоимость жизни
Цены на продукты питания в Румынии сопоставимы стоимости продовольственной корзины в постсоветских странах и несколько ниже, чем в Польше, Чехии или Словакии, а например, местное качественное вино будет стоить даже дешевле. Средний чек в недорогом кафе на двоих без алкоголя — 10 EUR. Без учета стоимости аренды квартиры для семьи из двух человек месячные траты на базовые потребности составят около 600 EUR:
Статьи расходов | Затраты, € |
Питание дома | 350 |
Коммунальные расходы | 70 |
Общественный транспорт | 40 |
Другое (мобильная связь, кафе) | от 150 |
Итого | от 610 |
Из других плюсов релокации в Румынию иностранцы отмечают:
-
невысокие финансовые затраты на открытие бизнеса;
-
наличие упрощенной процедуры получения гражданства;
-
демократичные цены на коммерческую недвижимость;
-
социальная поддержка и льготы для некоторых категорий населения, включая многодетные семьи, пенсионеров и т.д.;
-
богатая на события культурная жизнь в Бухаресте и других крупных румынских городах;
-
низкая преступность и качественная работа правоохранительных органов;
-
большой процент населения, который хорошо изъясняется на английском языке.

ЕСЛИ У ВАС ОСТАЛИСЬ КАКИЕ-ЛИБО
ВОПРОСЫ КАСАТЕЛЬНО ИММИГРАЦИИ В
РУМЫНИЮ ИЛИ ДРУГИЕ СТРАНЫ ЕВРОПЫ
ОСТАВЛЯЙТЕ ЗАЯВКУ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ
БЕСПЛАТНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ!
НЕДОСТАТКИ
РУМЫНИИ
К потенциальным минусам релокации для представителей постсоветского пространства относится языковой барьер. Еще одним неприятным сюрпризом при переезде могут стать возросшие цены на аренду жилья на фоне притока иммигрантов в 2022 году и поднявшего спроса. Хотя даже с учетом подорожания арендные ставки на жилье в Румынии нельзя назвать высокими, в особенности если сравнивать с Западной Европой. Квартиру на двоих в столице можно снять по цене от 600 EUR, а в других румынских городах — дешевле:
Город | Цена за месяц, € |
Бухарест | от 600 |
Яссы | от 600 |
Тимишоара | от 550 |
Клуж | от 500 |
Крайова | от 450 |
Констанца | от 400 |
К минусам Румынии на фоне других стран Европейского союза относятся:
-
не самые высокие заработные платы;
-
среднее качество медицинских услуг;
-
низкий уровень чистоты в крупных румынских городах, включая Бухарест;
-
невысокая скорость банковского обслуживания, в том числе длительная процедура открытия счета в банках.
Все недостатки нивелируются возможностью получить паспорт ЕС. А с этим документом при желании можно релоцироваться в любую другую страну Европейского союза.

ЧТО НУЖНО ДЛЯ РЕЛОКАЦИИ
В РУМЫНИЮ
Для переезда в Румынию с целью трудоустройства или ведения бизнеса необходимо:
-
Изучить возможности релокации и подготовить требуемый пакет документов Для трудоустройства сперва понадобится найти румынского работодателя, пройти собеседование, подписать с ним трудовой договор и запросить у принимающей стороны разрешение на работу. Для открытия бизнеса потребуется более обширный пакет документов, начиная с написания бизнес-плана.
-
Обратиться в дипломатическое или консульское представительство Румынии для открытия долгосрочной визы Для получения соответствующего разрешения на въезд уплачивается визовый сбор в размере 120 EUR. Виза дает право пребывать в стране на срок до 90 дней и подать запрос на ВНЖ.
-
По прибытии в Румынию необходимо оформить ВНЖ Вид на жительство выдается в территориальном подразделении Генеральной инспекции по иммиграции. Для положительного решения по заявке нужно предварительно найти жилье, иметь средства для существования, предоставить документы, подтверждающие цели пребывания.
-
Своевременно продлевать вид на жительство. Ходатайство о продлении ВНЖ нужно подавать за 30 дней до истечения действующего срока. По прошествии 5 лет непрерывного пребывания в Румынии иностранец может запросить ПМЖ.
Общий перечень документов для получения долгосрочной визы в Румынии:
-
анкета заявителя;
-
загранпаспорт и внутренний паспорт;
-
две фотографии 3.5 на 4.5 см;
-
документы, подтверждающие цель визита;
-
квитанция об уплате визового сбора;
-
медицинская страховка;
-
справка об отсутствии судимости;
-
документ, который подтверждает место проживания в Румынии (договор аренды, бронь в отеле и т.д.);
-
проездной билет (или документы на авто, если планируется поездка на машине);
-
дополнительные документы, в том числе подтверждение средств для пребывания (не менее 500 EUR на месяц).
При релокации для работы на румынскую компанию иностранцу также следует предоставить:
-
копию индивидуального трудового договора;
-
разрешение на работу (этот документ получает работодатель в Миграционной службе Румынии).
При переезде для открытия бизнеса необходимо подготовить бизнес-план и подать его в Министерство экономики, торговли и деловых отношений Румынии. Одобрение этого документа станет основанием для открытия долгосрочной бизнес-визы. По прибытии в Румынию необходимо заняться процедурой регистрации компании, а уже затем подавать ходатайство на ВНЖ в территориальное подразделение Генеральной инспекции по иммиграции, где потребуется предоставить такие документы:
-
заявка;
-
загранпаспорт;
-
подтверждение внесения в торговый реестр с указанием деятельности компании (certificat constatator);
-
положительное заключение по бизнес-плану;
-
свидетельство о регистрации бизнеса;
-
учредительный акт предприятия;
-
решение суда об учреждении компании;
-
документы, которые подтверждают права на помещение под юридический адрес и жилое пространство (договор аренды или купли-продажи);
-
подтверждение социального страхования;
-
медицинская справка;
-
подтверждение средств для проживания (от 500 до 700 EUR в месяц);
-
заявление о соблюдении румынского законодательства;
-
консульский сбор 120 EUR.
Стоит учитывать, что успешно трудоустроиться в Румынии можно также при переезде с целью учебы. Получение образования не дает иностранцу прямой возможности остаться на ПМЖ, но студент имеет право устроиться на работу без специальных разрешений на неполный рабочий день, а окончив вуз — заключить полноценный трудовой договор.

ЕСЛИ У ВАС ОСТАЛИСЬ КАКИЕ-ЛИБО
ВОПРОСЫ КАСАТЕЛЬНО ИММИГРАЦИИ В
РУМЫНИЮ ИЛИ ДРУГИЕ СТРАНЫ ЕВРОПЫ
ОСТАВЛЯЙТЕ ЗАЯВКУ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ
БЕСПЛАТНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ!
УСКОРЕННОЕ ПОЛУЧЕНИЕ
ГРАЖДАНСТВА РУМЫНИИ
И ПАСПОРТА ЕС
ВНЖ необходимо ежегодно продлевать, а расторжение трудового договора для наемного сотрудника иностранца или закрытие бизнеса для предпринимателя будет означать необходимость покинуть Румынию. У бизнесменов имеется возможность продлить вид на жительство сразу на 3 года, но только при условии, что их компания создала хотя бы 50 рабочих мест или инвестировала в местную экономию не менее 500 тысяч EUR.
Получение румынского паспорта является главной целью иммигранта и идеальным вариантом релокации. Гражданство дает приезжему такие же права, как и румынам, расширяет возможности трудоустройства и ведения бизнеса в Евросоюзе, открывает доступ к бесплатному обучению в престижных вузах Европы, льготным ипотечным и кредитным программам ЕС.
Стандартная процедура натурализации состоит из длительных этапов и занимает от 8 лет. Но для граждан постсоветских стран доступна возможность ускоренного получения паспорта Румынии — репатриация.
В статье 11 закона «О гражданстве Румынии» сказано, что лица, которые утратили статус гражданина без своего согласия, а также их потомки до третьей степени родства, могут вновь получить гражданство по запросу. Заинтересованные в переезде россияне, украинцы и белорусы могут иметь предков, которые проживали на территории Румынии до 1940 года. Для репатриации необходимо найти документы, подтверждающие такое родство, например, свидетельства о рождении, браке или его расторжении, смерти родителей, бабушек и дедушек.
Ускоренное получение румынского паспорта не предполагает уплаты госпошлины. Сама процедура репатриации начинается с подачи заявки в Национальное управление по вопросам гражданства в Бухаресте. Заявление рассматривает специальная комиссия, и при положительном решении соискатель может принести присягу и оформить национальные документы, а также удостоверение личности образца ЕС. Репатриация в общей сложности занимает от 12 месяцев (с учетом сбора необходимых документов). Получение румынского паспорта таким образом дает право заявителю оставить имеющееся у него гражданство.
ИДЕАЛЬНАЯ СХЕМА РЕЛОКАЦИИ
В РУМЫНИЮ
Поскольку Румыния в отличие от многих других государств ЕС предлагает упрощенную процедуру гражданства, именно ее целесообразно использовать при релокации. Оптимальная схема переезда включает в себя:
-
Подачу заявки на репатриацию через дипломатическое представительство.
-
Релокацию по стандартной процедуре, с оформлением долгосрочной визы и ВНЖ для работы или бизнеса.
-
Ускоренное получение гражданства. Как правило, паспорт ЕС можно получить на первом году жизни в Румынии, то есть продлевать вид на жительство иммигранту уже не придется. С румынским паспортом возможно безвизовое посещение большинства стран мира и беспроблемная повторная релокация в любое государство ЕС.
Чтобы эти и другие необходимые процедуры прошли быстро и гладко, рекомендуется предварительно пройти консультацию с миграционными специалистами.